Aš savo abu multiplikatorius gan kruopščiai valau po kiekvienos žvejybos, bet tepu tik kartą metuose
. Naudoju trečią sezoną, kolkas jokių mechaninių pakitimų nesimato (ir nesigirdi
), atvirkščiai, tarkim BANAX "įsivažinėjo" ir dabar dirba daug tyliau ir minkščiau, nei naujas.
Tepti kas 5- 10 žvejybų- gal ir dažnoka...ar nesigaus "sviestas sviestuotas"
Nebent tą atraminį guoliuką, bet vėlgi: jei jis dengtas, tepk netepęs.
Dar vienas straipsnelis apie multiplikatorius:
Все больше и больше российских рыболовов становятся поклонниками мультипликаторных катушек. Отличная чувствительность при проводке приманки, более высокая тяга по сравнению с "безынерционками " и долговечность - вот те плюсы, которыми "мульты" завоевывают себе место под солнцем. Однако есть и минусы, один из которых - недостаточность информации о техническом обслуживании - попробуем сегодня снять.
Обычная инструкция к мультипликаторной катушке, помимо описания и характеристик, не содержит никаких указаний по ее техобслуживанию, в лучшем случае прилагается листочек с невнятной схемой и указанием точек смазки. В то же время мультипликаторная катушка - это высокоточный механизм, требующий особого, квалифицированного подхода. Поэтому я настоятельно рекомендую, прежде чем браться за техобслуживание, оценить свои возможности, чтобы не быть разочарованным в результате. Если есть сомнения в своих силах, то лучше доверить обслуживание катушки мастеру, например, обратившись в один из магазинов московской сети "Апико-Фиш". Вместе с тем есть операции, которые вполне можно произвести и самому - в первую очередь это касается подготовки мультипликаторной катушки к эксплуатации.
Радость от покупки нового "мульта" иногда несколько омрачается его странным поведением - дальность заброса невелика, а работа центробежного тормоза неэффективна. Особенно это заметно, если раньше у рыболова была аналогичная катушка, которой он уже ловил несколько лет. Опытные рыболовы знают, что любой мультипликатор должен "раскататься", и только по прошествии некоторого времени, иногда длительного, он становится полностью работоспособным. Процесс "раскатки" можно разделить на две стадии. В первой, довольно непродолжительной (обычно одна - две рыбалки), происходит удаление излишней смазки из узлов трения в процессе работы "мульта", которая как раз и является тормозом (в прямом смысле), ухудшающим дальность и качество заброса. На второй, уже гораздо более длительной, стадии окончательно притираются узлы трения катушки, но этот процесс, особенно на мультипликаторах высокого класса, оказывает меньшее влияние на заброс, чем лишняя смазка. Новую катушку необходимо частично разобрать (как это делают, когда надо снять шпулю или отключить грузики центробежного тормоза) и удалить излишки смазки, если они, конечно, есть. Так, совершенно чистыми, без следов смазки, должны быть центробежные грузики, их оси и поверхность трения - металлическое кольцо, жестко закрепленное на корпусе катушки. Не должно быть густой смазки на быстроходных шариковых подшипниках (на оси шпули), также можно удалить излишки смазки на приводе лесоукладывателя, но только в тех моделях, где он не отключается при забросе. На этом можно считать подготовку законченной. Впрочем, она необходима только кастинговым (для дальнего заброса) катушкам, "мультам" же, используемым в троллинге, такая операция совершенно ни к чему. В процессе эксплуатации катушки можно один -два раза в сезон добавлять по одной (не более!) капле жидкой смазки в быстроходные шарикоподшипники, время от времени контролировать чистоту и правильность работы центробежного тормоза и, естественно, проводить общую очистку катушки от песка и грязи. Непосредственно техническое обслуживание мультипликатора можно разделить на две части: во-первых, это чистка и замена смазки механизма лесоукладывателя, а во-вторых - всего остального механизма. Дело в том, что лесоукладыватель, особенно его направляющие и червячный вал, довольно слабо защищены от песка, грязи и воды, поэтому обслуживать данный узел приходится весьма часто, несмотря на то, что все его детали выполнены из качественных, износоустойчивых материалов (особенно на классических "мультах"). В среднем такой работой приходится заниматься один - два раза за сезон ловли, но эта процедура обязательна по его завершении. Периодичность обработки сильно зависит и от условий на рыбалке. Скажем, при ловле с лодки на водохранилищах загрязнение минимально, а с берега, например на Ахтубе, где в воздухе почти всегда присутствует некоторое количество песчаной пыли, узел загрязняется быстро. Впрочем, немало грязи попадает при хранении и перевозке катушки, вот почему чистый чехол на ней лишним не будет.
Чтобы добраться до узла лесоукладывателя, после частичной разборки снимают глухую крышку, обычно она крепится на винтах. Узел чаще всего закреплен пружинной пластиной и разбирается легко. Все детали полностью очищают от старой смазки, для надежности промывают растворителем, закладывают новую густую смазку и катушку собирают в обратной последовательности. При установке ползуна в червячный вал нужно, чтобы его шлиц попал в канавку, а затягивая резьбовую крышечку ползуна, важно не переусердствовать - бывает
(особенно у пластиковых), что отламывается ответная резьбовая часть. После сборки проверяют вращением шестерни легкость работы лесоукладывателя, и если все нормально, то устанавливают на место крышку корпуса катушки.
Работы по полной разборке и замене смазки мультипликаторной катушки требуются нечасто: при интенсивной эксплуатации - по окончании сезона, при менее интенсивной - через два-три сезона ловли. Если катушкой пользуются редко, то замену смазки проводят лет через пять - ограничением служит срок службы смазки, которая может попросту испортиться (высохнуть или загустеть). Большие межсервисные промежутки обусловлены как применяемыми материалами (силовые фрикционные пары .изготавливаются из нержавеющей стали, латуни или бронзы), так и механизмом привода (прямая передача с косозубыми шестернями не склонна к сильному износу). Ну а срок службы шарикоподшипников при отсутствии грязи и наличии смазки вообще очень большой. На вышеуказанные сроки можно ориентироваться при достаточно аккуратной эксплуатации мультипликатора, в первую очередь это касается отсутствия грязи в механизме, в меньшей степени - режима работы катушки (соответствие ее типоразмера условиям рыбалки). Проще говоря, катушка не должна использоваться на "пределе", когда износ механизма уже велик, но до полного дело еще не дошло. И уж тем более не стоит "мультом" корчевать пни со дна водоема, срезанные зубья шестерен или погнутая ось - смерть для мультипликатора. Обычно оценить состояние катушки и необходимость профилактических работ можно, сняв крышку катушки и взглянув на редуктор (точнее, мультипликатор) через отверстия. Естественно, старая, грязная и изношенная смазка требует замены. Профилактические работы следует начинать еще до разборки с очистки всех доступных поверхностей катушки жесткой кистью от песка, чтобы он не попал внутрь. Далее катушку разбирают на составные части - корпус, шпулю и съемную крышку. Разборку всех частей лучше проводить по отдельности - меньше риск перепутать детали. Если есть сомнения относительно сборки - лучше записать изначальное положение деталей, поскольку часто можно перепутать положение рамки малой шестерни, пружинных шайб фрикционного тормоза или многочисленных пружин.
Жидкой смазкой обрабатывают детали, которые с большой скоростью вращаются относительно друг друга. Это в первую очередь подшипники (скольжения или качения) под осью шпули и шестерни привода лесоукладывателя, если он не отключается при забросе. Для всех остальных деталей используется густая смазка. И жидкая, и густая смазки должны быть предназначены специально для катушек, лучше от одного производителя как наиболее совместимые. В катушках, применяемых только для троллинга, допускается обрабатывать густой смазкой даже ось шпули. Следует обратить внимание на фрикционные шайбы тормоза, поскольку довольно часто, особенно если рыболов не отпускает фрикционный тормоз после рыбалки, они слипаются и работа тормоза ухудшается. Их аккуратно разделяют, протирают и смазывают густой смазкой, можно даже использовать автомобильную - типа литола (но только для этого узла и нигде более!). Определенные трудности возникают с мультипликатором у тех рыболовов, которые используют его на зимней рыбалке при температурах от 0 град.С и ниже. Поначалу катушку приходится "разогревать", для чего делают несколько забросов, чтобы достичь нормальной дальности. Но все же чем ниже температура, тем дальность заброса меньше. Частично решить эту проблему можно применением "морозостойких" масел в скоростных подшипниках. Для этого жидкое масло для катушек (желательно от разных производителей) помещают в морозильную камеру холодильника или выставляют на мороз и оценивают степень его загустения.
На морозе нередко возникают и проблемы с мгновенным стопором обратного хода. Их можно решить, используя катушки, где вместо обгонной муфты стоит обычный, дискретный тормоз, либо полностью заменив густую смазку в "обгонке" на жидкую морозостойкую. Правда, эту операцию лучше доверить мастеру по катушкам. Хотя в рамках одной статьи изложить все секреты и детали работ невозможно, все же общая методика ясна, и я надеюсь, что, соблюдая эти нехитрые рекомендации, многие рыболовы получат в награду долговечность и надежность работы своих мультипликаторных катушек.
Автор: Андрей Каштанов.